первопричина
113Лессинг — Готфрид Эфраим (Gottfried Ephraim Lessing, 1729 1781) немецкий писатель, один из крупнейших представителей литературы европейского Просвещения (см.). Родился в саксонском городке Каменец в семье пастора. С 1746 студент Лейпцигского университета;… …
114Малларме — Стефан (Stephan Mallarme, 1842 1898) французский поэт, примыкал вначале к парнасцам (печатался в сб. «Современный Парнас»), позднее стал одним из вождей символистов. Вместо описательной позитивной поэзии парнасцев, учитывавшей гл. обр. восприятие …
115Немецкая литература — Литература эпохи феодализма. VIII X века. XI XII века. XII XIII века. XIII XV века. Библиография. Литература эпохи разложения феодализма. I. От Реформации до 30 летней войны (конец XV XVI вв.). II От 30 летней войны до раннего Просвещения (XVII в …
116Панферов — Федор Иванович (1896 ) пролетарский писатель. Р. в семье крестьянина бедняка. С десяти лет работал подпаском. Позднее в городе «мальчиком» в магазине купца. Занимался самообразованием, поступил в учительскую семинарию, но курса не закончил. Член… …
117Эразм Роттердамский — (Герхард Герхардс) (1469 1536 гг.) филолог, писатель Безумию дарована привилегия говорить правду, никого не оскорбляя. Вежливость порождает и вызывает вежливость. Все превращает любовь и неумного делает мудрым. Все превращает любовь: красноречье… …
118Томас Пейн — (Пэн) (1737 1809 гг.) политический деятель, просветитель, публицист, философ, мыслитель Армия принципов прорвется там, где не прорвется армия солдат. Безверие состоит в том, что человек притворяется верующим в то, во что он на самом деле не верит …
119Сухомлинский В.А. — Сухомлинский В.А. Сухомлинский Василий Александрович (1918 1970) Русский педагог. Афоризмы, цитаты Сухомлинский В.А. Биография. • В семейной жизни, храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу. • Дети с угнетенными чувствами это, как… …
120АНТИНОМИЯ — (от греч. antinomia противоречие в законе) рассуждение, доказывающее, что два высказывания, являющиеся отрицанием друг друга, вытекают одно из другого. Характерным примером логической А. является «Лжеца» парадокс. Наибольшую известность из… …
121БОГ — «весьма трудно и, быть может, невозможно, дать такое определение слову «Бог», которое бы включило в себя все значения этого слова и его эквивалентов в других языках. Даже если определить Бога самым общим образом, как «сверхчеловеческое или… …
122ДЕИЗМ — (от лат. Deus Бог) религиозно философское воззрение, характерное прежде всего для философии Нового времени. Сам термин получил распространение в протестантских кругах, в частности у социниан, которые употребляли его, чтобы обозначить свое отличие …
123ДИАЛЕКТИКА — (от греч. dialektike (techne) искусство вести беседу, спор) филос. теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным или даже единственным источником всякого движения и… …
124ИБН СИНА — Абу Али Хусейн Абдаллах (латинизир. Авиценна (Avicenna)) (980 1037) философ, ученый, врач, представитель восточного перипатетизма. На мусульманском Востоке был известен под именем «аш Шейх ар Раис» («Первый мудрец») и «Худжат аль Хак» («Авторитет …
125ИЗМЕНЕНИЕ — превращение в нечто другое. И. характеризуется направлением, интенсивностью, скоростью и длительностью. Гераклит считал И., истолкованное как движение, универсальным свойством; элеаты полагали, что И. чистая видимость, поскольку бытие неподвижно …
126МАЙМОНИД — (Maimonides) Моше бен (Маймон) (1135 1204) врач, теолог, ведущий евр. философ Средних веков. Род. в Кордове, в 1165 покинул Испанию и эмигрировал в Палестину, затем осел в Египте. Упорядочил труднопонимаемые до того предания Талмуда, дав… …
127МЕЛЬЕ — (Meslier) Жан (1664 1729) фр. мыслитель атеист, сторонник уравнительного коммунизма. Сельский священник. Свое единственное сочинение, озаглавленное Вольтером «Завещание» (Le Testament), при жизни не публиковал. Копии его имели широкое хождение во …
128РАЦИОНАЛИЗМ — (от лат. rationalis разумный) направления в эпистемологии, считающие разум решающим или даже единственным источником истинного знания. С т.зр. Р. критерием истины является не чувственное восприятие и опирающаяся на эмпирические данные индукция, а …